Лучшие помощники
6 февраля 2024 18:35
121

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.


Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.




Особенности мифологического мировосприятия, как они отражены в

этих текстах:

1. Многобожие (политеизм): мир заполнен различными божествами и духами (русалка - божество

водного мира, живые занавески - также персонаж демонологической природы).

2. Антропоморфизм: внешними признаками человека наделяются божества и материальные

объекты (русалка выглядит как женщина).

3. Фетишизм: представления о том, что неодушевленные объекты одушевлены. Фетишам,

например, могут поклоняться, воспринимать их как носителей зла (занавески).

4. Анимизм: свойствами человеческой души наделяются божества и материальные

объекты (русалка и занавески - думают, чувствуют как человек).

5. Маркированность социальных отношений: предки (+) / потомки (-). Предки выступают как

более опытные, они знают законы мифологического мира и правила поведения в нем, дети же

попадают в беду (девочки (-) / мать (+); девочка (-) / мать (+); девочка (-) / дедушка (+)). Также для

социальных отношений важны характеристики: свой (+) / чужой (-); обычный человек (-) / герой

(+); обычные люди (-) / вожди (+); обычные люди (-) / знахари, шаманы (+).

6. Маркированность пространства по горизонтали: здесь (+) / там (-), близкий (+) / далекий (-),

дом (+)/ недом (-) (встреча русалки происходит в отдалении от дома; русалка приходит с другого

берега, плывет на этот берег; люди не хотят, чтобы русалка пришла к их жилью; занавески

куплены вне дома).

7. Маркированность пространства по вертикали: верх (+) / низ (-), земля (+) / подземный мир (-

) (русалка уходит под воду; магазин, где приобретены занавески находится в подвале). 

8. Маркированность времени: день, утро (+) / вечер / ночь (-) (русалку увидели в темное время

суток; занавески куплены вечером, когда не работали "хорошие" магазины; занавески

активизируются и душат людей ночью). 

9. Табу: запрет, нарушение которого приводит к опасным изменениям в мифологическом

мире (запрет матери взять гребень русалки; запрет матери покупать черные занавески). 

10. Опасные цвета (русалка вся черная; черные занавески).

11. Магия: представления о возможности сверхъестественным образом повлиять на

материальные объекты и божества (русалка завораживает девочек расчесыванием волос и


пением; русалка оставляет магический предмет - гребень, если его взять, то это откроет ей

доступ в человеческий мир; девочка пользуется "заместительной" магией, когда кладет вместо

себя куклу; дедушка уничтожает занавески с помощью очистительной силы огня). Таким

образом, для магии характерны магические предметы (гребень, кукла) и магические действия

(обряды, ритуалы, заклинания: пение, расчесывание, замена, сжигание).

12. Комбинирующая фантазия: вымышленный объект комбинируется из фрагментов других

объектов (русалка - черты женщины и рыбы, хотя в данном тексте этих признаков у русалки нет).

13. Мифологические тексты учат правилам поведения в мифологическом мире, часто нарушение

мифологического равновесия заканчивается установлением порядка (занавесок больше не

было; гребня не стало).

14. Мифологический мир вызывает страх, но при этом влечет, завораживает (девочки

смотрели на поющую русалку; Шура боялась ходить мимо того камня; девочка испугалась

занавесок, но повесила их в свою комнату).


выделить текст

1 ответ
Посмотреть ответы
В данном тексте присутствуют следующие особенности мифологического мировосприятия:

1. Многобожие (политеизм): мир заполнен различными божествами, такими как Аполлон, музы и другие.
2. Антропоморфизм: божества и некоторые объекты обладают внешними признаками человека.
3. Фетишизм: представление о том, что неодушевленные объекты могут быть одушевлены и им можно поклоняться.
4. Анимизм: божества и объекты наделяются свойствами человеческой души.
5. Маркированность социальных отношений: различие между предками и потомками, а также характеристики, определяющие социальное положение.
6. Маркированность пространства по горизонтали и вертикали: различие между близким и далеким, верхом и низом, землей и подземным миром.
7. Маркированность времени: различие между днем и ночью, утром и вечером.
8. Табу: запреты, нарушение которых может привести к опасным последствиям.
9. Опасные цвета: черный цвет, который ассоциируется с опасностью.
10. Магия: представление о возможности сверхъестественного влияния на объекты и божества.
11. Комбинирующая фантазия: создание вымышленных объектов, комбинирующих черты различных объектов.
12. Мифологические тексты как учение о правилах поведения в мифологическом мире и восстановлении порядка.
13. Мифологический мир вызывает страх, но при этом привлекает и завораживает.
0
·
Хороший ответ
6 февраля 2024 18:36
Остались вопросы?
Найти нужный