- Megamozg 2200 б
- Matalya1 1800 б
- DevAdmin 1700 б
- arkasha_bortnikov 890 б
- Dwayne_Johnson 860 б
Особенности мифологического мировосприятия, как они отражены в
этих текстах:
1. Многобожие (политеизм): мир заполнен различными божествами и духами (русалка - божество
водного мира, живые занавески - также персонаж демонологической природы).
2. Антропоморфизм: внешними признаками человека наделяются божества и материальные
объекты (русалка выглядит как женщина).
3. Фетишизм: представления о том, что неодушевленные объекты одушевлены. Фетишам,
например, могут поклоняться, воспринимать их как носителей зла (занавески).
4. Анимизм: свойствами человеческой души наделяются божества и материальные
объекты (русалка и занавески - думают, чувствуют как человек).
5. Маркированность социальных отношений: предки (+) / потомки (-). Предки выступают как
более опытные, они знают законы мифологического мира и правила поведения в нем, дети же
попадают в беду (девочки (-) / мать (+); девочка (-) / мать (+); девочка (-) / дедушка (+)). Также для
социальных отношений важны характеристики: свой (+) / чужой (-); обычный человек (-) / герой
(+); обычные люди (-) / вожди (+); обычные люди (-) / знахари, шаманы (+).
6. Маркированность пространства по горизонтали: здесь (+) / там (-), близкий (+) / далекий (-),
дом (+)/ недом (-) (встреча русалки происходит в отдалении от дома; русалка приходит с другого
берега, плывет на этот берег; люди не хотят, чтобы русалка пришла к их жилью; занавески
куплены вне дома).
7. Маркированность пространства по вертикали: верх (+) / низ (-), земля (+) / подземный мир (-
) (русалка уходит под воду; магазин, где приобретены занавески находится в подвале).
8. Маркированность времени: день, утро (+) / вечер / ночь (-) (русалку увидели в темное время
суток; занавески куплены вечером, когда не работали "хорошие" магазины; занавески
активизируются и душат людей ночью).
9. Табу: запрет, нарушение которого приводит к опасным изменениям в мифологическом
мире (запрет матери взять гребень русалки; запрет матери покупать черные занавески).
10. Опасные цвета (русалка вся черная; черные занавески).
11. Магия: представления о возможности сверхъестественным образом повлиять на
материальные объекты и божества (русалка завораживает девочек расчесыванием волос и
пением; русалка оставляет магический предмет - гребень, если его взять, то это откроет ей
доступ в человеческий мир; девочка пользуется "заместительной" магией, когда кладет вместо
себя куклу; дедушка уничтожает занавески с помощью очистительной силы огня). Таким
образом, для магии характерны магические предметы (гребень, кукла) и магические действия
(обряды, ритуалы, заклинания: пение, расчесывание, замена, сжигание).
12. Комбинирующая фантазия: вымышленный объект комбинируется из фрагментов других
объектов (русалка - черты женщины и рыбы, хотя в данном тексте этих признаков у русалки нет).
13. Мифологические тексты учат правилам поведения в мифологическом мире, часто нарушение
мифологического равновесия заканчивается установлением порядка (занавесок больше не
было; гребня не стало).
14. Мифологический мир вызывает страх, но при этом влечет, завораживает (девочки
смотрели на поющую русалку; Шура боялась ходить мимо того камня; девочка испугалась
занавесок, но повесила их в свою комнату).
1. Многобожие (политеизм): мир представлен как заполненный различными божествами и духами, которым поклоняются и которые оказывают влияние на жизнь людей.
2. Антропоморфизм: божества и некоторые материальные объекты обладают внешними признаками человека, что позволяет людям лучше понять их и взаимодействовать с ними.
3. Фетишизм: представление о том, что неодушевленные объекты обладают своими силами и могут быть носителями как блага, так и зла.
4. Анимизм: божества и материальные объекты наделяются свойствами и характеристиками человеческой души, что позволяет им мыслить и чувствовать.
5. Маркированность социальных отношений: важно отметить различия между предками и потомками, а также между своими и чужими, вождями и обычными людьми, что влияет на правила поведения и взаимодействия в мифологическом мире.
6. Маркированность пространства: пространство мифологического мира разделено на "здесь" и "там", "близко" и "далеко", "дом" и "недом", что создает определенную атмосферу и настроение.
7. Маркированность времени: различные временные периоды, такие как день, утро, вечер и ночь, могут иметь свою символическую значимость и влиять на события в мифологическом мире.
8. Табу: существуют определенные запреты, нарушение которых может привести к опасным последствиям и нарушению мифологического равновесия.
9. Опасные цвета: определенные цвета, такие как черный, могут быть связаны с опасностью и вызывать страх.
10. Магия: вера в возможность сверхъестественного воздействия на материальные объекты и божества путем использования магических предметов и действий.
11. Комбинирующая фантазия: создание вымышленных объектов, комбинирующих различные признаки и характеристики других объектов.
12. Учение правилам поведения: мифологические тексты часто содержат уроки о правилах поведения в мифологическом мире и последствиях их нарушения.
13. Смешение страха и притяжения: мифологический мир вызывает страх, но при этом влечет и завораживает людей своей таинственностью и непредсказуемостью.