Лучшие помощники
14 декабря 2022 23:01
779

СОЧЕНИТЕ ПЕРЕСКАЗ!!!!!! $14. КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (XI - начало ХIII вв.) Источники. Расселение. В VIII-IX вв. в сочинениях средневековых авторов появилось название племени, именовавшегося на Востоке кып- чаками, на Руси - половцами, а в Европе - команами. Мусульманские историографы и русские летописцы пишут о кыпчаках-половцах как племени многочисленном и сильном, именем которого стала называться вся Великая степь. Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древне- тюркском руническом памятнике VIII в. Образование Кыпчакского государства. В VIII - начале XI вв. исто- рия кыпчаков тесно переплеталась с историей кимаков. Кыпчаки явля- лись западным крылом кимакской державы. (Повторите $ 6.) После падения Кимакского каганата в начале XI в. власть над его территорией перешла в руки кыпчакских ханов. В середине XI в. кыпчаки вытеснили огузов из бассейна Сырдарьи и Прикаспийских степей. В этот же период кыпчаки перешли Едиль (Волгу), затем стремительно двинулись в западном направлении и за короткое время дошли до Дуная. По мере движения на запад они всту- пали в контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Ви- зантии, Венгрии. Причиной образования государства кыпчаков стали: 1) войны с державой огузов на Сырдарье в XI в.; 2) борьба со среднеазиат- скими династиями Сельджукидов, хорезмшахов и Караханидов; 3) обеспечение внешней безопасности. В начале ХІІ века земли, занятые кыпча- ками, были разделены на два крупных объеди- нения. Область Дешт-и Кыпчака, занимавшая всю степную зону от Алтая до Дуная, условно делилась по Волге. Западнокыпчакское объединение во главе с династийным родом ток- саба занимало территорию от Дуная до Волги. Кыпчаки, жившие на—продалжения в фото​

image
1 ответ
Посмотреть ответы
Ответ:
Расселение кыпчаков и их этнический состав. Когда мы гово­рим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих пле­мен тесно связана друг с другом. Территория Кимакского кагана­та в XI веке полностью вошла в состав созданного Кыпчакского хан­ства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севе­ре до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.

Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные гра­ницы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сыр­дарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсой знати стали правителями присырдарвинских городов.

Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевыва­ли в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). По арабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршру­ты кочевий.

Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, что названная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.

Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух групп племен. Первая - западное объ­единение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая - восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь - мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («на­род волков»). Кыпчакекие ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бы­тует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» оз­начает «девять племен», «дурут» - «четыре племени», «йетиоба» - «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.

В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огуз- ские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоедине­ны племена канлы, карлуков и жикил.

Таким образом, племена, входившие в этнический состав кып­чаков, находились на этапе сложения кыпчакекой народности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общест­венный строй и способы ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местные диалекты. Однако это обстоятельство не мог­ло быть препятствием для образования однородной кыпчакекой народности. Об этом итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжался процесс этнического сближения и взаимослияния. По­этому процесс образования кыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономерным явлением. Но монголь­ское нашествие помешало развитию этого процесса. И образова­ние единой народности было заторможено до XV века.

Общественный строй. Общественный строй Кыпчакского хан­ства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак- ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Не случайно поэтому араб­ский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской ди­настии.

Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили пра­вители, знать. Система управления войском по существующей тра­диции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильно­го и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла - в присыр- дарьинеком городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание хан­ской власти на западе правым крылом, на востоке - левым.
Объяснение:

0
·
Хороший ответ
16 декабря 2022 23:01
Остались вопросы?
Найти нужный