Лучшие помощники
5 февраля 2025 07:23
30

Из сочинения французского историка Анри Труайя

«В московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьёй и с некоторыми придворными куда-то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе...

Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в своё малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всём православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, "от великой жалости сердца", не стерпев всех этих измен, покинул своё царство и пошёл поселиться где-нибудь, где ему Бог укажет. Это — как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства... В слободу отправилась депутация из высшего духовенства, бояр и приказных людей. ...Царь принял земское челобитье, согласился воротиться на царство, "паки взять свои государства", но на условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, в феврале 1565 г., царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства. ...Всовете он предложил условия, на которых принимал обратно брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это положили на его государевой воле, ему в том не мешали».

1. Назовите имя царя, о котором идёт речь в документе. Как назывался порядок, введённый в результате описанных в документе событий?

2. Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Приведите не менее трёх положений.

3. На основе текста назовите не менее трёх основных черт установленного в результате описанных событий порядка.


1 ответ
Посмотреть ответы
1. Имя царя, о котором идёт речь в документе, - Иван Грозный. Порядок, введённый в результате описанных в документе событий, назывался Опричнина.

2. Царь Иван Грозный ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям следующее:
- Они не радели о государе, государстве и православном христианстве.
- Они не обороняли государя от врагов.
- Они притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы.

3. Основные черты установленного в результате описанных событий порядка:
- Царь имел абсолютную власть и контроль над своим царством.
- Система жесткого наказания для изменников и ослушников, включая опалу и казнь.
- Царь велел, чтобы все решения и действия духовенства, бояр и приказных людей полагались на его государеву волю без возражений.
0
·
Хороший ответ
5 февраля 2025 07:24
Остались вопросы?
Найти нужный