Лучшие помощники
6 декабря 2022 18:34
856

ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗАВечером я услышал Васину скрипку.

Была ранняя осень. За Енисеем затемнело. В распадке речки Караулки, просыпаясь, мигнула раз-другой крупная звезда и стала светиться. Сделалось тихо и одиноко. Караулки не видно.

Из-под увала, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене. Один я, один, кругом жуть такая, и ещё музыка — скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. Музыка льётся тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце.

Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нём плот с огоньками. И ещё обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно.

... И опять обоз возник. Всё он идёт куда-то, идёт, скрывается в студёных торосах, в морозном тумане.

Но не стало Енисея, ни зимнего, ни летнего; снова забилась живая жилка ключа над Васиной избушкой. Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, несёт, крутит. Вот-вот сметёт он избушку под горой. В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжётся лес — ничем не остановить страшную такую бурю!

Но скрипка сама всё потушила. Снова тоскует один человек, снова чего-то жаль. Музыка кончилась неожиданно. На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль.

Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку.

— Сыграйте, дяденька, ещё.

В печке щёлкнуло раз, другой, прогоревшие бока её обозначены красными корешками и травинками, качнулся отблеск огня, пал на Васю. Он вскинул к плечу скрипку и заиграл...

Печка потухла. Слоясь, засыпали в ней угли. Вася в темноте не видим. Скрипки не слышно.

— Уже поздно, — сказал Вася из темноты. — Иди домой. Бабушка будет беспокоиться.

Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. Ноги были все в иголках и как будто вовсе не мои.

— Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.

Глухой ночью возвратился я домой. Бабушка, должно быть, по лицу моему угадала, что в душе моей что-то свершилось, и не стала меня бранить.

— Ты где так долго? — только и спросила она. — Ужин на столе, ешь и ложись.

— Баба, я слышал скрипку.

— А-а, — отозвалась бабушка. — Вася-поляк чужое играет, непонятное. От его музыки бабы плачут, а мужики напиваются и буйствуют.

— А кто он?

— Вася-то? — зевнула бабушка. — Человек. Спал бы ты. Мне рано к корове подыматься.

Бабушка говорила всё тише и отошла ко сну со вздохом. Я не тревожил её. Лежал, думал, пытаясь постигнуть человеческую жизнь, но у меня ничего из этой затеи не получалось.

(По В.Астафьеву)

ЗАДАНИЯ.

1. Выделите, пронумеровав и назвав их, эпизоды, на которые делится событие.

2. Объясните, сколько моментов речи в тексте.

3. Опишите, как использованы прямые и переносные значения времён в передаче эпизодов. Объясните, в чём сходство и в чём различие употребления форм настоящего времени в 3—6 абзаца

1 ответ
Посмотреть ответы
Ответ:
  1. Васина скрипка. Осень.
  2. Образ Енисея.
  3. Разговор с Василием.
  4. Разговор с бабушкой
  5. Информация о местном скрипаче-Васили
  6. Вывод о человеческой жизни
  1. 8 моментов ( включая разговоры с Василием, с бабушкой)
  1. Прямая речь построена стандартным способ в русском разговорном языке. Примеры :1) А :«П», 2) «П», – а, 3) «П?» – а, 4) «П!» –а
  2. грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, несёт, крутит. - переносные
  3. Сходстово : там описание местности, действии.
  • Различие : разная постановка предложения, разный смысл.
0
·
Хороший ответ
8 декабря 2022 18:34
Остались вопросы?
Найти нужный